Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Попова Н.В.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России;
ФГБУ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» Федерального медико-биологического агентства

Арсенина О.И.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России;
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Глухова Н.В.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Попова А.В.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Гаврилова М.В.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Хворостенко Е.А.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Алгоритм лечения пациентов с нижней ретрогнатией, отказавшихся от костно-реконструктивной операции

Авторы:

Попова Н.В., Арсенина О.И., Глухова Н.В., Попова А.В., Гаврилова М.В., Хворостенко Е.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2021;100(2): 64‑72

Просмотров: 3835

Загрузок: 104


Как цитировать:

Попова Н.В., Арсенина О.И., Глухова Н.В., Попова А.В., Гаврилова М.В., Хворостенко Е.А. Алгоритм лечения пациентов с нижней ретрогнатией, отказавшихся от костно-реконструктивной операции. Стоматология. 2021;100(2):64‑72.
Popova NV, Arsenina OI, Glukhova NV, Popova AV, Gavrilova MV, Khvorostenko EA. Algorithm for treatment of patients with class II malocclusion rejecting orthognathic surgery. Stomatology. 2021;100(2):64‑72. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202110002164

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­поль­зо­ва­ние внут­ри­кос­тных ап­па­ра­тов с уче­том ана­то­ми­чес­ких осо­бен­нос­тей твер­до­го не­ба. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(3):33-39

Данные многочисленных отечественных и зарубежных исследований свидетельствуют о том, что 75% детей к 12 годам имеют ту или иную форму патологии прикуса, из которых 70% нарушений составляет дистальная окклюзия [1]. Но далеко не все пациенты занимаются проблемами устранения зубочелюстных аномалий в детском возрасте. В настоящее время все большую часть в практике ортодонта занимает лечение взрослых пациентов, прошедших все стадии роста и имеющих уже сформированный зубочелюстной комплекс. Следует отметить, что с возрастом пациенты все более часто начинают акцентировать внимание на своей внешности, и основным мотивом обращения к врачу зачастую является не только исправление прикуса, но и стремление улучшить эстетику лица.

Ортодонтическое лечение дистального прикуса без удаления зубов приобрело популярность во второй половине ХХ века, когда врачи стали уделять внимание не только окклюзии, но и эстетике лица в целом [2].

При выраженных скелетных несоответствиях приоритетным является комбинированное ортодонто-хирургическое лечение, однако при отказе пациента от ортогнатической операции возможно проведение зубоальвеолярной компенсации в пределах допустимых костных структур. В таких случаях хорошие результаты коррекции дистоокклюзии могут быть достигнуты путем использования функционального несъемного телескопического аппарата (ФНТА), меняющего сагиттальное соотношение зубных рядов путем постоянного перемещения нижней челюсти вперед в жестком режиме [1].

Наиболее известным и широко используемым аппаратом для коррекции II класса является аппарат Гербста, представленный на Международном конгрессе дантистов в Берлине в 1905 г. немецким профессором Эмилем Гербстом [3].

За последние 20 лет в современной ортодонтической практике произошла существенная эволюция в применении функциональных ортодонтических аппаратов, особенно это касается выбора аппарата, времени его использования и необходимости ортодонтической коррекции перед началом лечения. Функциональные аппараты для лечения дистального прикуса конструируются таким образом, чтобы увеличить интенсивность роста нижней челюсти за счет функционального смещения мыщелковых отростков в суставной ямке вниз и вперед. Это перемещение оказывается сбалансированным за счет тяги мышц, удерживающих нижнюю челюсть. При этом поверхности, формирующие ВНЧС, подвергаются адаптивному ремоделированию, в результате чего происходит коррекция положения нижней челюсти относительно верхней [4].

Однако данные литературы говорят и о побочных эффектах функциональных несъемных аппаратов, связанных в основном с потерей опоры: слабый контроль положения верхних и нижних резцов, а также неконтролируемое движение задних зубов. Протрузия нижних и ретрузия верхних резцов препятствуют росту нижней челюсти в связи с уменьшением пространства для ее выдвижения [5, 6]. К сожалению, в настоящее время ни одна из предложенных модификаций аппарата Гербста не способна качественно противостоять избыточному наклону нижних резцов [6—8]. К тому же, по данным исследований H. Pancherz и S. Ruf (2008), у пациентов с аномалией окклюзии II класса I подкласса протрузия нижних резцов имеется в 50% случаев, в то время как ретрузия резцов наблюдается крайне редко (от 0% до 3%). У пациентов со II классом II подклассом протрузия и ретрузия нижних резцов происходили примерно с одной и той же частотой (6—11%).

Позиция нижних резцов является ключевым фактором составления плана лечения. Для соблюдения функционально стабильной окклюзии резцы должны находиться в определенном соотношении с апикальным базисом нижней челюсти [9].

Цель исследования — повышение эффективности ортодонтического лечения пациентов с дистальной окклюзией в сочетании с протрузией резцов за счет оптимизации и усовершенствования метода комбинированного применения несъемной ортодонтической техники и скелетной опоры.

Материал и методы

Проведено ортодонтическое лечение 60 пациентов с нижней ретрогнатией и дистальной окклюзией зубных рядов (ДОЗР) в возрасте от 18 до 44 лет.

Критериями включения пациентов в исследование были: нижняя ретрогнатия, II скелетный класс (ANB ≥2°), соотношение клыков и моляров по II классу Энгля, сагиттальная щель ≥ 4 мм, протрузия нижних резцов (IMPA >90°), молодой возраст по классификации ВОЗ: от 18 до 44 лет. Критерии исключения: нижняя прогнатия, хронический генерализованный пародонтит в стадии обострения, острые или находящиеся в стадии обострения хронические инфекционные заболевания.

Разработанные нами алгоримы ортодонтического лечения пациентов с дистальной окклюзией зубных рядов включают в себя использование самолигирующей брекет-системы Damon («Ormco», США), функционального несъемного телескопического аппарата (ФНТА) («Ортодонт-Элит», Россия) и ортодонтических минивинтов «Турбо» (Россия), «Vector Tas» (США), «BioRay» (Тайвань). В ретенционном периоде применяли эластопозиционер Корректор («Ортодонт-Элит», Россия).

Конструкция ФНТА представляет собой двухсторонний телескопический механизм, который прикрепляется к ортодонтическим коронкам верхних первых моляров, нижних первых моляров и нижних первых премоляров. Каждый телескопический механизм состоит из трубки, стержня, 2 болтов и 2 гаек. Для стабилизации опорных зубов используют небный бюгель и нижнюю лингвальную дугу. Данная конструкция удерживает нижнюю челюсть в постоянном вынужденном переднем положении. Степень выдвижения нижней челюсти определяется длиной трубки. В момент фиксации аппарата в полости рта пациента нижнюю челюсть устанавливали до смыкания режущих краев передних зубов, дальнейшую активацию аппарата проводили по показаниям.

Ортодонтические минивинты диаметром 2 мм и длиной от 9 до 13 мм (в зависимости от анатомических условий) были установлены в области наружной косой линии нижней челюсти параллельно корням с обеих сторон.

В зависимости от выраженности деформации зубных рядов, скученности зубов и наклона резцов пациенты с нижней ретрогнатией и ДОЗР были разделены на 3 группы, и алгоритм проведения ортодонтических мероприятий был следующим (рис. 1):

группа 1 (20 человек)

Рис. 1. Схема алгоритмов комбинированного применения ФНТА, брекет-системы и ортодонтических минивинтов.

Нижняя ретрогнатия, ДОЗР, протрузия резцов — комбинированное применение ФНТА, брекет-системы и ортодонтических минивинтов (рис. 2, а—в):

Рис. 2. Пациент Н. Диагноз: нижняя ретрогнатия, ДОЗР, протрузия резцов НЧ.

Лечение по алгоритму 1: а — фиксация ФНТА, б — фиксация брекет-системы, в — установка минивинтов.

I этап — фиксация ФНТА, нормализация положения нижней челюсти.

II этап — фиксация брекет-системы (отрицательный торк на нижних резцах), нормализация положения зубов.

III этап — фиксация минивинтов на нижней челюсти, дополнительный контроль за торком нижних резцов, предупреждение протрузии.

группа 2 (20 человек)

Нижняя ретрогнатия, ДОЗР, протрузия резцов, деформация зубоальвеолярных дуг, выраженная скученность зубов (рис. 3, а—в):

Рис. 3. Пациент А. Диагноз: нижняя ретрогнатия, ДОЗР, деформация зубоальвеолярных дуг, скученное положение зубов.

Лечение по алгоритму 2: а — фиксация брекет-системы, б — фиксация ФНТА, в — установка минивинтов.

I этап — фиксация брекет-системы, нормализация положения зубов, формы зубоальвеолярных дуг, переход к полноразмерным стальным дугам.

II этап — фиксация ФНТА, нормализация положения нижней челюсти.

III этап — фиксация минивинтов на нижней челюсти, дополнительный контроль за торком нижних резцов, предупреждение протрузии.

группа 3 (20 человек)

Нижняя ретрогнатия, ДОЗР, выраженная протрузия нижних резцов и тонкий биотип десны (рис. 4, а, б):

Рис. 4. Пациент В. Диагноз: нижняя ретрогнатия, ДОЗР, выраженная протрузия нижних резцов, тонкий биотип десны.

Лечение по алгоритму 3: а — фиксация брекет-системы, установка минивинтов; б — фиксация ФНТА.

I этап — фиксация брекет-системы, нормализация положения зубов.

II этап — фиксация минивинтов на нижней челюсти для устранения протрузии нижних резцов.

III этап — фиксация ФНТА, нормализация положения нижней челюсти.

Эластическая цепочка была установлена от минивинтов к брекетам клыков или первых премоляров нижней челюсти с каждой стороны. Замену эластических цепочек осуществляли каждые 3 нед.

Дополнительный контроль за торком нижних резцов при помощи скелетной опоры продолжали не только в процессе, но и после снятия ФНТА до достижения их оптимальной позиции.

Общее время лечения составило в среднем 18 мес, из них время использования ФНТА — 6—8 мес.

В ретенционном периоде пациентам обеих групп был фиксирован несъемный ретейнер Respond 0,021. А также использован эластопозиционер в ночное время для стабилизации результатов лечения и сохранения нейромышечного баланса челюстно-лицевой области.

С целью оценки изменения основных сагиттальных параметров, профиля лица и степени наклона фронтальной группы зубов каждому пациенту проводилось рентгенологическое исследование — телерентгенограмма (ТРГ) в боковой проекции на аппарате «ORTHOPHOS XG» («СИРОНА Дентал Системс ГмбХ», Германия) и КЛКТ черапа с 3D цефалометрией на аппарате «Planmeca ProMax» («Планмека Ой», Финляндия) до лечения и после лечения.

Проанализированы следующие показатели (рис. 5):

Рис. 5. Пациентка Д.

а—в — дистальная окклюзия зубных рядов до лечения; г—е — фото пациентки фас, улыбка, профиль).

1) SNA — положение верхней челюсти в сагиттальной плоскости относительно основания черепа.

2) SNB — положение нижней челюсти в сагиттальной плоскости относительно основания черепа.

3) ANB — соотношение базисов верхней и нижней челюсти в сагиттальной плоскости.

4) Число Wits — оценка диспропорции развития апикальных базисов верхней и нижней челюсти.

5) Beta — соотношение челюстей, скелетный класс.

6) SN/MP — наклон нижней челюсти к основанию черепа.

7) SN/PP — наклон верхней челюсти к основанию черепа.

8) PP/MP — межчелюстной угол.

9) II/SN — наклон верхних резцов к основанию черепа.

10) II/ii — межрезцовый угол.

11) Overjet — сагиттальная щель.

12) По Ricketts:

13) NBa-PtGn (Facial Axis) — лицевой угол.

14) Npog-FH — глубина лица.

15) MeGo-Npog — лицевая конусность.

16) PM-Xi-ANS — высота нижней трети лица.

17) OP-XiPM — наклон окклюзионной плоскости.

18) DCXi-XiPM — наклон суставного отростка.

19) APog-I — выраженность протрузии/ретрузии верхних резцов.

20) APog-i — выраженность протрузии/ретрузии нижних резцов.

По Tweed:

21) FMA — угол между Франкфуртовской горизонталью и плоскостью нижней челюсти.

22) FMIA — угол между Франкфуртовской горизонталью и плоскостью нижнего резца.

23) IMPA — угол между плоскостью нижней челюсти и нижнего резца.

24) Анализ мягких тканей по Фадееву:

25) Kn-sn-Kspm — угол лицевого профиля.

26) Kn-prn-Kspm — угол выпуклости мягких тканей лица.

27) Prn-sn-Ls — носогубный угол.

Результаты и обсуждение

По результатам ТРГ в боковой проекции до и после лечения выявлено достоверное изменение всех сагиттальных параметров, наклонов резцов, скелетного профиля лица и показателей мягких тканей (p<0,05). Происходила нормализация положения нижней челюсти и улучшение соотношения челюстей на уровне скелетных структур, о чем говорит уменьшение ANB на 2,8°, Wits числа на 3,8 мм, а также увеличение Beta на 3,5°.

Угол SN/MP после лечения уменьшился на 1,2°, PP/MP уменьшился на 2,5°, FMA на 1,4°, что свидетельствует о ротации нижней челюсти против часовой стрелки. В то же время наблюдается увеличение угла высоты нижней трети лица (PM-Xi-ANS) на 1,3°.

После лечения отмечается нормализация профиля лица и положения подбородка (Npog-FH и MeGo-Npog увеличились на 1,4° и 1,8° соответственно), а также значительное улучшение угла наклона суставного отростка (DCXi-XiPM) на 4,8°.

Среди дентальных показателей наблюдается достоверное устранение сагиттальной щели на 3,7 мм, происходит незначительная ретрузия верхних резцов по отношению к основанию черепа (уменьшение II/SN на 1,3°). Расстояние APog-I уменьшается на 0,6 мм, что также говорит о ретрузии верхних резцов. Показатели наклона нижних резцов, напротив, свидетельствуют о протрузии (IMPA увеличился на 6,1°, FMIA уменьшился на 3,4°, расстояние APog-i увеличилось на 2,4 мм), что является неизбежным при коррекции II класса без использования скелетной опоры. Однако благодаря использованию ортодонтических минивинтов почти на каждом этапе лечения данные значения остаются в пределах индивидуальной нормы.

Угол лицевого профиля (Kn-sn-Kspm) увеличился на 2,3°, угол выпуклости мягких тканей (Kn-prn-Kspm) на 1,8°, а носогубный угол (prn-sn-Ls) увеличился на 3,6°, что говорит об улучшении профиля лица и гармонизации мягкотканных структур (рис. 6).

Рис. 6. Та же пациентка.

а, б — установка ФНТА, фиксация брекет-системы, установка ортодонтических минивинтов; в—е — нормализация окклюзии после снятия ФНТА, продолжение использования минивинтов для предупреждения протрузии нижних резцов.

На рис. 5—8 представлен клинический пример применения описанного алгоритма у пациентки Д. 28 лет. Диагноз: нижняя ретрогнатия, сагиттальная глубокая травмирующая резцовая дизокклюзия, палатоокклюзия боковых зубов, сужение и деформация зубоальвеолярных дуг, бипротрузия резцов.

Рис. 7. Та же пациентка после лечения.

а—в — фото лица фас, профиль, улыбка после лечения; г—е окклюзия зубных рядов после лечения; ж, з — форма зубных рядов после лечения, в переднем отделе фиксированы несъемные ретейнеры; и — пациентке подобран эластокорректор для поддержания нейромышечного баланса.

Рис. 8. ТРГ в боковой проекции пациентки Д.

а — до ортодонтического лечения; б — после ортодонтического лечения.

Заключение

В результате лечения пациентов с нижней ретрогнатией, ДОЗР и протрузией резцов с комбинированным применением брекет-системы, ФНТА и ортодонтических минивинтов достигнута нормализация положения челюстных костей относительно друг друга и по отношению к основанию черепа, увеличена высота нижней трети лица, улучшено положение подбородка и профиль лица пациента.

Использование ортодонтических минивинтов позволило устранить избыточный наклон нижних резцов в случае их изначальной протрузии, а также предупредило протрузию резцов и позволило дополнительно контролировать торк нижних резцов во время использования ФНТА и после его снятия.

Таким образом, разработанные нами алгоритмы лечения позволяют достичь стабильных результатов ортодонтической коррекции скелетных форм дистальной окклюзии и отсутствие рецидива в долгосрочном периоде у пациентов, отказавшихся от ортогнатической хирургии.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.