Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пихут П.П.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Цахилова С.Г.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Баблоян А.Г.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Королева О.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Современные подходы в лечении послеродовой железодефицитной анемии

Авторы:

Пихут П.П., Цахилова С.Г., Баблоян А.Г., Королева О.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2021;27(1): 108‑113

Просмотров: 906

Загрузок: 18


Как цитировать:

Пихут П.П., Цахилова С.Г., Баблоян А.Г., Королева О.А. Современные подходы в лечении послеродовой железодефицитной анемии. Проблемы репродукции. 2021;27(1):108‑113.
Pikhut PP, Tsakhilova SG, Babloyan AG, Koroleva OA. Modern approaches in treatment of postpartum iron deficiency anemia. Russian Journal of Human Reproduction. 2021;27(1):108‑113. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/repro202127011108

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ан­ти­ко­агу­лян­тная те­ра­пия в аку­шерстве: про­то­кол и прак­ти­ка. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(3):47-53
Эф­фек­тив­ность эрит­ро­по­эти­на в со­че­та­нии с пре­па­ра­та­ми же­ле­за для внут­ри­вен­но­го вве­де­ния в ле­че­нии пос­тге­мор­ра­ги­чес­кой ане­мии у ро­диль­ниц. Сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор и ме­та­ана­лиз РКИ. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):15-26
Ана­лиз вы­яв­ля­емос­ти ла­тен­тно­го де­фи­ци­та же­ле­за и же­ле­зо­де­фи­цит­ной ане­мии в ги­не­ко­ло­ги­чес­кой прак­ти­ке и дан­ные ре­зуль­та­тов ле­че­ния. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(3):117-126
Сов­ре­мен­ный взгляд на ле­че­ние де­фи­ци­та же­ле­за и фо­ли­евой кис­ло­ты. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):80-87
Кор­рек­ция де­фи­ци­та же­ле­за и фо­ли­евой кис­ло­ты у жен­щин реп­ро­дук­тив­но­го воз­рас­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):86-91

Послеродовая железодефицитная анемия (ЖДА) — является одним из самых грозных осложнений как оперативных, так и самопроизвольных родов. ЖДА часто остается не диагностированной и в короткие сроки может привести не только к ухудшению качества жизни и удлинению реабилитационного периода после родов, но также нередко и к смерти. В развивающихся странах ЖДА является одним из наиболее частных и грозных осложнений в послеродовом периоде. По разным данным, частота развития ЖДА у беременных составляет 40—45%, в развивающихся странах — 35—60%, в то же время в развитых — не более 20% [1—3]. В России ЖДА отмечена у 12—15% женщин репродуктивного возраста. Из-за увеличения потребности железа во время беременности частота выявления ЖДА у беременных в России составляет около 40—45%, дополнительно около 10—15% приходится на предлатентный и латентный железодефицит [2—4]. По данным В.Н. Серова и соавт. (2014), практически у всех пациенток к концу беременности развивается ЖДА [5]. В послеродовом периоде железодефицитная анемия наблюдается, по различным данным, в 17—42% случаев [4, 6, 7]. Самая частая причина развития ЖДА в послеродовом периоде в развитых странах — кровопотери в родах более 1000 мл [7]. Алиментарный фактор является главным предрасполагающим фактором к развитию анемии до или во время беременности в развивающихся странах из-за минимального поступления железа с пищей и его постоянно возрастающей потребности в родах [8]. Диагноз послеродовой анемии устанавливают при концентрации гемоглобина ниже 100 г/л [4, 6, 7].

Состояния, предрасполагающие к развитию ЖДА у родильниц, следующие: продолжительные роды, отягощенная наследственность, предлежание плаценты, наличие анемии в анамнезе, многоплодная беременность, высокий паритет, длительные лактационные периоды во время предыдущих беременностей, короткие промежутки между родами [5, 9—14].

ЖДА приводит к гипоксии, которая, в свою очередь, является причиной метаболических нарушений в клетках и тканях. Особенно заметны изменения в быстро делящихся клетках и регенерирующих тканях и органах (лимфатические узлы, костный мозг, печень, селезенка, костный мозг) [15, 16].

Быстрая утомляемость, депрессия, нарушения когнитивных функций — частые осложнения со стороны центральной нервной системы, причиной которых нередко является ЖДА. Типичными симптомами со стороны сердечно-сосудистой системы являются тахикардия и одышка, которые со временем приводят к гипертрофии миокарда. Нарушения обмена железа приводят к анорексии, тошноте, снижению иммунитета, уменьшению перфузии и задержке жидкости почками, а также к расстройствам менструального цикла [15—21].

Цель исследования — изучить эффективность комплексного лечения железодефицитной анемии средней степени тяжести с использованием железосодержащих препаратов для парентерального введения у родильниц в послеродовом периоде.

Материал и методы

Работа выполнена на базе кафедры акушерства и гинекологии стоматологического факультета ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России в период с сентября 2015 г. по декабрь 2019 г. Проведено проспективное рандомизированное исследование, которое направлено на поиск путей оптимизации лечения послеродовой ЖДА. В исследование включены 120 родильниц, отобранных на основании следующих критериев.

Критерии включения: пациентки с анемией средней степени тяжести (уровень гемоглобина — от 70 до 90 г/л, сывороточного ферритина — менее 20 мкг/л, сывороточного железа — менее 12,5 мкг/л, коэффициент насыщения трансферрина железом — менее 16%).

Критерии невключения: пациентки, отказавшиеся от обследования и лечения; имеющие анемию нежелезодефицитной этиологии, другие заболевания крови, анемии, выявленные до или во время беременности; пациентки с тяжелой степенью анемии, а также родильницы, не достигшие совершеннолетия.

Критерии исключения: пациентки, у которых в процессе исследования выявлены аллергические реакции или побочные эффекты, являющиеся основанием для прекращения исследования, а также пациентки, которые по собственному желанию отказались от дальнейшего участия в исследовании.

Пациентки рандомизированы в 2 группы — основную и группу сравнения:

— основную группу составили 60 родильниц с анемией средней степени тяжести, получавшие препарат железа [III] гидроксид олигоизомальтозат внутривенно;

— группу сравнения составили 60 родильниц с анемией средней степени тяжести, получавшие препарат железа карбоксимальтозат внутривенно.

Возраст обследованных родильниц был в диапазоне 21—44 года. Средний возраст родильниц составил 28,1 года.

Все родильницы, участвовавшие в данном исследовании, прошли полное лабораторное и инструментальное обследование во время беременности. В послеродовом периоде проводился мониторинг состояния пациенток, в том числе на наличие ранних симптомов ЖДА, также осуществлялась оценка эффективности и безопасности парентеральной железозаместительной терапии.

Для оценки безопасности и эффективности проводимой терапии сопоставлены выявленные побочные эффекты, а также показатели коагулограммы, общего и биохимического анализов крови.

Результаты и обсуждение

У большинства родильниц выявлены следующие симптомы: бледность кожных покровов (28%), быстрая утомляемость (50%), общая слабость (58%), головокружение (12%). На основании данных симптомов можно заподозрить ЖДА еще до назначения лабораторных исследований.

В процессе лечения препаратом железа [III] гидроксид олигоизомальтозат (основная группа) отмечена положительная динамика после однократного введения препарата. У большинства родильниц основной группы (92%) не было каких-либо побочных эффектов. Тошнота отмечена у 8% родильниц основной группы на фоне введения препарата, данный побочный эффект исчезал в процессе консервативной терапии. Ожидаемый терапевтический эффект наблюдался у большинства (91,4%) родильниц после однократного введения препарата, однако некоторым родильницам (8,6%) для достижения терапевтического эффекта потребовалось повторное введение препарата. Полученные данные позволяют сделать вывод, что данный препарат безопасен, риск тяжелых побочных эффектов низкий из-за структуры препарата, идентичной ферритину.

Препарат железа карбоксимальтозат вводили родильницам группы сравнения с положительной динамикой уже после первого введения. Препарат хорошо перенесли большинство (91%) родильниц, у 9% отмечено жжение в области введения. Частота побочных эффектов сопоставима в обеих группах. Большинству (81%) родильниц потребовалось двукратное введение препарата (с интервалом в 1 нед), а 12% родильницам — трехкратное введение, только у 7% пациенток однократного введения препарата оказалось достаточно для достижения терапевтического эффекта.

Угроза прерывания настоящей беременности наблюдалась почти у всех родильниц (75%): в первом триместре — у 45%, во втором — у 29%. Токсикоз отмечен у 58,3% пациенток, преэклампсия легкой степени — у 8%, плацентарная недостаточность — у 15,5%. Беременность закончилась без осложнений у 49% женщин основной группы и у 37% женщин группы сравнения. Выявлена причинно-следственная связь между тяжелым течением беременности и риском развития ЖДА средней степени тяжести (p<0,05).

Во время беременности у родильниц обеих групп выявлена высокая частота носительства цитомегаловирусов и вирусов папилломы человека (81% и 57% соответственно).

Во время беременности результаты общего и биохимического анализов крови у родильниц были в пределах физиологической нормы. Уровень гемоглобина у женщин основной группы находился в пределах 76,1±3,8 г/л, у женщин группы сравнения — в пределах 74,3±2,4 г/л. Через 7 дней после лечения выявлено статистически значимое повышение уровня гемоглобина у всех обследуемых: у женщин основной группы уровень гемоглобина увеличился на 26,7%, у женщин группы сравнения — на 23,4%. Данные показатели свидетельствуют о том, что препарат железа [III] гидроксид олигоизомальтозат более эффективен (на 3,3%) при необходимости быстрого восполнения запасов железа.

Прирост количества эритроцитов составил 12% у женщин основной группы и 10,7% у женщин группы сравнения. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что препарат железа [III] гидроксид олигоизомальтозат более эффективен (на 1,3%) в стимуляции эритропоэза.

Показатели гематокрита до начала лечения были статистически значимо снижены у всех исследуемых, статистически значимых различий между группами не установлено. Более существенным оказался прирост уровня гематокрита у пациенток основной группы по сравнению с женщинами группы сравнения (на 5,7%).

Цветовой показатель крови до начала лечения у женщин основной группы составлял 0,83±0,05, у женщин группы сравнения — 0,84±0,04. Статистически значимых различий между группами по цветовому показателю крови не было (p>0,05).

У исследуемых основной группы прирост сывороточного железа был более значительным по сравнению с пациентками группы сравнения уже на 3-и сутки (25,5%). К 14-м суткам после начала лечения показатели сывороточного железа стали практически одинаковыми в исследуемых группах и не имели статистически значимых различий (p<0,01). Уровень трансферрина был статистически значимо ниже у пациенток основной группы — на 5,6% (p<0,05) на протяжении всего периода лечения по сравнению с пациентками группы сравнения.

Важным диагностическим критерием является также отношение связанного в трансферрине железа к показателю общей железосвязывающей способности, или общего трансферрина, измеряемое в процентах (коэффициент насыщения трансферрина железом — КНТЖ). КНТЖ был выше у женщин основной группы на 3-и сутки на 10,2% по сравнению с женщинами группы сравнения (p<0,05). К 30-м суткам после начала лечения результаты были практически одинаковыми у женщин обеих групп.

У исследуемых основной группы уровень ферритина увеличился в 2,2 раза и 2,5 раза (на 14-е и 30-е сутки соответственно). У женщин группы сравнения прирост был несколько меньше — в 2 раза и 2,3 раза (на 14-е и 30-е сутки соответственно).

На фоне проводимой терапии у пациенток обеих групп наблюдалось статистически значимое (p<0,05) повышение уровня всех гематологических компонентов (гемоглобина, гематокрита, количества эритроцитов) уже через 7 дней лечения, к 14-м суткам наблюдалась нормализация показателей со стабилизацией к 30-м суткам после начала лечения. При оценке феррокинетических показателей (ферритин, сывороточное железо, КНТЖ) отмечено статистически значимое повышение исходных значений показателей крови.

При сопоставлении гематологических и феррокинетических показателей наблюдалось более значительное и быстрое насыщение депо железом у женщин основной группы в первые 7 дней после начала лечения (наиболее критический период).

В ходе исследования оценены и сопоставлены специфические для ЖДА показатели: уровни общего белка и альбумина. Уровень общего белка к 30-м суткам увеличился на 5,4% и 4,8% у женщин основной группы и группы сравнения соответственно. Уровень альбумина на 15-е сутки после начала лечения увеличился на 6,1% и 5,7% у пациенток основной группы и группы сравнения соответственно.

К 14-м суткам после начала лечения концентрация фибриногена и протромбиновый индекс были в пределах верхней границы нормы у всех обследуемых (p<0,05).

Протромбиновый индекс у всех родильниц соответствовал физиологической норме, и в процессе лечения нам не удалось найти статистически значимых изменений (p>0,05) в обеих группах. На протяжении всего курса лечения у всех исследуемых показатели тромбоэластограммы были в пределах нормы. Индекс тромбодинамического потенциала у всех пациенток статистически значимо (p<0,05) снижался на фоне лечения. К 14-м суткам после начала лечения индекс тромбодинамического потенциала снизился примерно на 12%, а к 30-м суткам — на 23—24%. При сравнении у пациенток показателей агрегации тромбоцитов с уровнем аденозиндифосфата (АДФ) не выявлено статистически значимых различий (p>0,05).

Исходы беременности были следующими. 48% родов произошли через естественные родовые пути. Своевременными самопроизвольными родами закончились 42,6% беременностей. На долю преждевременных родов пришлось 5,4%. Плановая операция кесарева сечения произведена 52% женщин. Общая кровопотеря при операции кесарева сечения составила у женщин основной группы 1157,4±44 мл, у женщин группы сравнения — 1121,5±32 мл (p>0,05).

Наиболее частым осложнением являлось кровотечение в послеродовом периоде — 43% и 54% у женщин основной группы и группы сравнения соответственно.

Продолжительность родов у женщин основной группы в среднем составила 6,6±1,1 ч, у женщин группы сравнения — 6,3±2,3 ч (p>0,05). Безводный промежуток составил у пациенток основной группы в среднем — 5,4±1,8 ч, у пациенток группы сравнения — 5,7±2,1 ч. Общая кровопотеря в родах у женщин основной группы составила 832±41,2 мл, у женщин группы сравнения — 821,4±32,9 мл. У женщин основной группы при естественном родоразрешении, осложненном кровотечением, кровопотеря составила в среднем 867±61,2 мл, у женщин группы сравнения — 841±38,2 мл.

Послеоперационный период у 73 пациенток после операции кесарева сечения протекал без осложнений. Все прооперированные пациентки выписаны из стационара в среднем через 8 сут в удовлетворительном состоянии.

Заключение

Результаты, полученные в ходе нашего исследования, подтвердили клиническую эффективность и безопасность применения препаратов железа [III] гидроксид олигоизомальтозат и железа карбоксимальтозат с целью лечения послеродовой железодефицитной анемии. Показано, что применение данных препаратов сопровождается тенденцией к снижению развития послеродовых осложнения, связанных с железодефицитом. Использование препарата железа [III] гидроксид олигоизомальтозат существенно (на 5,2—25%) улучшает лабораторные показатели (гематологические и феррокинетические) уже на 3-и сутки после начала лечения по сравнению с общепринятой железозаместительной терапией. Использование препарата железа [III] гидроксид олигоизомальтозат в комплексном лечении железодефицитной анемии способствует улучшению белковосинтетической функции печени, что подтверждается увеличением содержания общего белка в сыворотке крови у обследованных родильниц.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.