Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Раденска-Лоповок С.Г.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» (Сеченовский университет) Минздрава России

Тертычный А.С.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Тимакова А.А.

ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» (Сеченовский университет) Минздрава России

Османов Ю.И.

НУЗ «Научно-клинический центр ОАО РЖД»;
ФГАОУ ВО «Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

IgG4-связанная офтальмопатия

Авторы:

Раденска-Лоповок С.Г., Тертычный А.С., Тимакова А.А., Османов Ю.И.

Подробнее об авторах

Журнал: Архив патологии. 2022;84(4): 45‑50

Просмотров: 1282

Загрузок: 20


Как цитировать:

Раденска-Лоповок С.Г., Тертычный А.С., Тимакова А.А., Османов Ю.И. IgG4-связанная офтальмопатия. Архив патологии. 2022;84(4):45‑50.
Radenska-Lopovok SG, Tertychnyi AS, Timakova AA, Osmanov YuI. IgG4-related ophthalmopathy. Russian Journal of Archive of Pathology. 2022;84(4):45‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/patol20228404145

Рекомендуем статьи по данной теме:
Диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­нос­ти­ка IgG4-свя­зан­ной бо­лез­ни. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(2):60-65
Роль мик­роРНК в па­то­ге­не­зе за­бо­ле­ва­ний, свя­зан­ных с на­ру­ше­ни­ем фун­кции слез­ной же­ле­зы. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(3):112-118
Пре­дик­тив­ная зна­чи­мость ге­не­ти­чес­ко­го ана­ли­за раз­ви­тия син­дро­ма «су­хо­го гла­за» раз­лич­но­го ге­не­за. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(6):13-18
Вос­ста­но­ви­тель­ный по­тен­ци­ал тра­ди­ци­он­ной ки­тай­ской ме­ди­ци­ны при ауто­им­мун­ных за­бо­ле­ва­ни­ях нер­вной сис­те­мы: об­зор ли­те­ра­ту­ры. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(2):64-70

Впервые IgG4-связанное заболевание (IgG4-СЗ) было описано японскими исследователями в 2001 г. у пациента со склерозирующим холангитом и повышенным уровнем IgG4 в сыворотке [1]. IgG4-СЗ — хроническое воспалительно-фиброзирующее заболевание неизвестной этиологии, характеризующееся наличием объемных поражений (которые могут клинически симулировать злокачественные опухоли), выраженного IgG4-положительного лимфоцитарного инфильтрата, вихреобразного фиброза, при этом в большинстве случаев в сыворотке крови повышается уровень IgG4 (более 135 мг/дл). Данный диагноз фактически объединил несколько ранее считавшихся отдельными нозологических форм, таких как болезнь Микулича, тиреодит Риделя, опухоль Кюттнера, аутоиммунный панкреатит, интерстициальный нефрит, ретроперитонеальный фиброз [2].

Долгое время не существовало единого мнения по поводу клинических и гистологических признаков данного заболевания, пока в 2011 г. в Бостоне не были утверждены международные критерии диагностики IgG4-СЗ: 1) наличие «муарового» паттерна фиброза («птичий глаз»); 2) ярко выраженный лимфоплазмоцитарный инфильтрат, состоящий из популяции IgG4-положительных клеток, при этом соотношение плазматических клеток IgG4+/IgG+ составляет более 40%, однако численные значения данного критерия также зависят от конкретного пораженного органа; 3) облитерирующий флебит [3, 4]. Встречаются также гистологические варианты IgG4-СЗ с необлитерирующим флебитом и эозинофильным инфильтратом, причем чувствительность и специфичность этих признаков низкая. В 2020 г. в Японии критерии данного заболевания были расширены и стали включать помимо вышеперечисленных клинические, серологические и радиологические признаки [5].

IgG4-СЗ манифестирует в любом возрасте, более характерным периодом начала заболевания считаются VI и VII декады жизни, мужчины страдают данным заболеванием чаще женщин. Такие неспецифические клинические проявления, как слабость, похудение, лихорадка, затрудняют диагностику и могут вообще отсутствовать. Кроме того, IgG4-СЗ может имитировать злокачественные опухоли, а также такие аутоиммунные заболевания, как системная красная волчанка, синдром Шегрена, гранулематоз с полиангиитом, аутоиммуный панкреатит, склерозирующий холангит [6—8]. Данная патология затрагивает несколько органов сразу, а локализованное поражение — исключение, нежели правило. Поражение мягких тканей орбиты при IgG4-СЗ является редким изолированным процессом. У больных наблюдается односторонний экзофтальм с нарушением зрения, и обычно клиницисты проводят дифференциальный диагноз между воспалительной псевдоопухолью и гранулематозным полиангиитом. Правильный диагноз можно установить, лишь используя морфологическое и иммуногистохимическое исследования. Патогенез заболевания до конца не изучен, но достоверно известно, что ведущую роль играют B-лимфоциты, снижение количества которых ведет к улучшению течения болезни, а цитотоксические T-лимфоциты занимают доминирующее место в воспалительном инфильтрате [9]. Выброс цитокинов фолликулярными T-хелперами 2-го типа приводит к олигоклональной активации В-клеток и цитотоксических T-лимфоцитов, что в дальнейшем приводит к синтезу IgG4 и выбросу профибротических цитокинов [10]. Помимо этого, IgG4-СЗ явно связано с CD4+ T-лимфоцитами, которые секретируют IL-1β и TGF-β1 как в пораженной ткани, так и в периферической крови.

Целью исследования явилось описание поражения мягких тканей орбиты при IgG4-СЗ. Представлен биопсийный материал тканей орбиты 7 пациентов (2 мужчин и 5 женщин) в возрасте 47—52 лет. Больные обратились к офтальмологу по поводу болей в одном глазу, ухудшения зрения на пораженный глаз и одностороннего экзофтальма. Направительный диагноз в 3 случаях был IgG4-СЗ, у 4 больных стояла задача дифференцировать воспалительную псевдоопухоль с гранулематозным полиангиитом. Антинейтрофильные цитоплазматические антитела в периферической крови этих пациентов отсутствовали. Гистологические срезы окрашивали гематоксилином и эозином, а также пикрофуксином. Проводили иммуногистохимическое исследование с моноклональными антителами к CD3, CD4, CD8, CD20, CD68, CD138, IgG, IgG4, Langerin.

В мягких тканях орбиты всех пациентов клетчатка и мышечная ткань были замещены зрелой соединительной тканью. Коллагеновые волокна формировали «муаровые» структуры (рис. 1), определялись воспалительные инфильтраты различной степени выраженности — от диффузных рассеянных до очаговых с формированием лимфоидных фолликулоподобных структур со светлыми центрами (рис. 2а, 2б). Канальцы слезных желез и ацинусы атрофированы (см. рис. 2а). Был диагностирован атрофический дакриоаденит. Присутствовало множество склерозированных венул с развитием обтурирующего флебита (см. рис. 1, рис. 2б). У части больных установлен миозит глазных мышц.

Рис. 1. «Муаровый» склероз клетчатки орбиты. Склерозирующий, обтурирующий флебит.

Окраска гематоксилином и эозином, ×250.

Рис. 2. Склероз и воспаление мягких тканей орбиты.

а — склерозирующий дакриоаденит, атрофия слезной железы, склероз ткани; б — очаговые лимфогистиоцитарные инфильтраты, фолликулоподобные структуры со светлыми центрами размножения. Окраска гематоксилином и эозином, ×250.

В связи с наличием склерозирующего флебита, «муарового» склероза и выраженного лимфогистиоцитарного воспалительного инфильтрата было заподозрено IgG4-СЗ. Наряду с этим возникла необходимость исключить лимфопролиферативное заболевание. Для установления диагноза было проведено иммуногистохимическое исследование.

Воспалительный инфильтрат состоял из клеток CD3+ в инфильтрате и на периферии фолликулоподобных структур (рис. 3а). Клетки CD4+ располагались преимущественно на периферии фолликулоподобных структур, но имелись и в центрах размножения (рис. 3б). CD8+ T-лимфоциты находились преимущественно на периферии, а также присутствовали в диффузном инфильтрате (рис. 3в). Клетки CD20+ выявлялись прежде всего в центрах размножения (рис. 3г). В ткани имело место большое количество клеток CD68+ (рис. 4а). Иммуногистохимическое исследование с Langerin дало отрицательный результат. Экспрессия клеток в лимфоидной ткани биоптатов соответствовала нормальному распределению лимфоцитов. Таким образом, были доказаны полиморфный характер инфильтрата и отсутствие маркера клеток Лангерганса, что дало основание исключить диагноз лимфомы.

Рис. 3. Иммуногистохимическое исследование ткани орбиты.

Экспрессия: а — CD3; б — CD4; в — CD8; г — CD20. ×200.

Рис. 4. Иммуногистохимическое исследование ткани орбиты.

Экспрессия: а — CD68; б — CD138; в — IgG; г — IgG4. ×200.

Для постановки диагноза IgG4-СЗ возникла необходимость изучения соотношения экспрессии клеток CD138+, IgG+, IgG4+ в инфильтрате. Плазматические клетки CD138+ располагались как на периферии фолликулоподобных структур, так и в диффузном инфильтрате (рис. 4б). В большом количестве плазматические клетки IgG+ выявлялись в диффузном инфильтрате (рис. 4в), а клетки IgG4+ — в очаговых инфильтратах (рис. 4г). Соотношения IgG4+/IgG+ и IgG4+/CD138+ составили более 40%.

Обсуждение

Как было сказано ранее, IgG4-СЗ чаще поражает несколько органов, чем и определяются органоспецифические проявления заболевания. Особый интерес представляет IgG4-связанная офтальмопатия (IgG4-СО), которая требует дифференциальной диагностики с воспалительной псевдоопухолью орбиты, лимфомой и очаговой формой гранулематозного полиангиита [11]. Данное наблюдение соответствует другим публикациям, в которых IgG4-СО диагностируется у молодых лиц и характеризуется снижением остроты зрения, диплопией, синдромом сухого глаза [12, 13]. Склерозирующий дакриоаденит, орбитальный миозит, утолщение глазных мышц имели место и у наших пациентов. Морфологические данные, а именно: «муаровый» склероз, наличие клеток CD138+, IgG4+ и IgG+ с соотношением более 40%, подтвердили диагноз IgG4-СО. Именно эти признаки отличают пациентов с IgG4-СО от пациентов с идиопатическими псевдоопухолями орбиты и лимфопролиферативными заболеваниями [14—19]. Стоит отметить, что облитерирующий флебит не так характерен, как вышеописанные признаки [20]. Особенность настоящего исследования — наличие лимфоцитов CD3+, CD4+ и CD8+.

Результаты нашего иммуногистохимического исследования согласуются с данными других авторов. C.A. Perugino и J.H. Stone обсуждали гипотезу экспансии В-клеток, которая происходит посредством повторяющихся циклов мутаций и положительного отбора внутри зародышевых центров лимфоидных фолликулов при IgG4-СО [2, 9]. Этот процесс зависит от T-клеток. CD4+ T-клетки составляют значительную долю инфильтрата при IgG4-СЗ, присутствуя в большом количестве и распределяясь в тканях. Ранние исследования, в которых изучался T-клеточный ответ при IgG4-СЗ, включали Th2-хелперы как центральный патогенетический процесс клеточно-опосредованного воспаления. Однако такие выводы были сделаны на основании косвенных доказательств сверхэкспрессии цитокинов в крови [21—23]. Наши данные иммуногистохимического исследования напрямую показали наличие большого количества клеток CD4+ и CD8+ в ткани орбиты. Впоследствии эффекторная память CD4+T-клеток определяет сниженную регуляцию CD27 и CD62L. Эти данные были получены в экспериментах с использованием популяционного анализа экспрессии генов. Удивительно, что это исследование выявило доминирующую генную сигнатуру для CD4+ цитотоксических T-лимфоцитов, а не для Th2-клеток. Эта генная сигнатура включала повышенную регуляцию генов, связанных с цитотоксичностью, включая гранзимы, перфорин и гранулизин, и не имела каких-либо признаков Th2-клеток. Уровень цитотоксических лимфоцитов был значительно повышен в крови пациентов с IgG4-СЗ. С помощью секвенирования D. Weiskopf и соавт. [22] и Y. Tian и соавт. [23] показали, что имело место клональное увеличение рецептора T-цитотоксических клеток. Эти наблюдения показали, что Th2-клетки не занимают центральное место в патогенезе IgG4-СЗ, а приводят к накоплению цитотоксических клеток в фокусе воспаления. Количество инфильтрирующих Th2-клеток в пораженных тканях объективно продемонстрировало, что на этот тип клеток приходится в среднем всего 5—10% всех инфильтрирующих CD4+ T-клеток. Поэтому можно предположить, что в патогенезе IgG4-СЗ участие Th2-клеточно-опосредованного иммунного ответа маловероятно.

Наши результаты подтверждают, что макрофаги и цитотоксические лимфоциты CD8+ могут участвовать в развитии воспаления при IgG4-СО. Большое значение в становлении врожденного и приобретенного иммунитета имеет γ-интерферон, который синтезируется преимущественно естественными киллерами, а также эффекторными клетками CD8+. Важность γ-интерферона в иммунной системе частично обусловлена его иммуностимулирующим и иммуномодулирующим эффектом. Он является активатором макрофагов, которые в нашем исследовании присутствовали в большом количестве, а аберрантная экспрессия γ-интерферона ассоциирована с рядом аутовоспалительных и аутоиммунных заболеваний. Необходимо дальнейшее исследование популяции клеток для изучения морфогенеза тканей при IgG4-СЗ, в том числе IgG4-СО.

Заключение

IgG4-связанная офтальмопатия — редкое проявление IgG4-связанного заболевания, нуждающееся в морфологической идентификации. В ее морфогенезе участвуют не только IgG-положительные, IgG4-положительные и CD138-положительные плазматические клетки, которые являются диагностическими, особое место занимают CD8-положительные и CD68-положительные клетки, которые присутствуют в большом количестве в лимфогистиоцитарном инфильтрате. Глубокое изучение популяции лимфоцитов может помочь в раскрытии патогенеза и морфогенеза этого малоизученного заболевания.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.