Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гарипов М.Р.

ГБУЗ «Городская клиническая онкологическая больница № 1 Департамета здравоохранения Москвы»

Москаленко А.Н.

ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая онкологическая больница №1» Департамента здравоохранения города Москвы

Черепанова Е.В.

ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая онкологическая больница №1» Департамента здравоохранения города Москвы

Аюпов Р.Т.

ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер»

Феоктистов Д.В.

ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер»

Тарасов Н.А.

ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер»

Лядов В.К.

ГБУЗ «Городская клиническая онкологическая больница № 1 Департамета здравоохранения Москвы»

Галкин В.Н.

ГБУЗ «Городская клиническая онкологическая больница №1» Департамента здравоохранения Москвы

Протоколы ускоренного выздоровления при расширенно-комбинированных операциях на органах малого таза

Авторы:

Гарипов М.Р., Москаленко А.Н., Черепанова Е.В., Аюпов Р.Т., Феоктистов Д.В., Тарасов Н.А., Лядов В.К., Галкин В.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 428

Загрузок: 12


Как цитировать:

Гарипов М.Р., Москаленко А.Н., Черепанова Е.В., Аюпов Р.Т., Феоктистов Д.В., Тарасов Н.А., Лядов В.К., Галкин В.Н. Протоколы ускоренного выздоровления при расширенно-комбинированных операциях на органах малого таза. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2022;(12‑2):59‑65.
Garipov MR, Moskalenko AN, Cherepanova EV, Ayupov RT, Feoktistov DV, Tarasov NA, Lyadov VK, Galkin VN. Fast track recovery protocols for extended pelvic surgery. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2022;(12‑2):59‑65. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia202212259

Введение

В структуре онкологической заболеваемости населения России злокачественные новообразования органов малого таза, такие как рак прямой кишки, тела и шейки матки, яичников, мочевого пузыря, составляют в совокупности более 21%. При этом у каждого третьего пациента к моменту установления диагноза процесс носит местнораспространенный характер, что требует комплексного подхода к лечению и нередко проведения расширенно-комбинированных оперативных вмешательств [1, 2]. Развитие лекарственной противоопухолевой терапии и появление современных радиотерапевтических методик позволяет расширить показания и улучшить результаты операций на органах малого таза при онкологических заболеваниях [3].

Достижения современной хирургии и анестезиологии позволяют с успехом выполнять комбинированные мультивисцеральные резекции, включая различные варианты экзентераций малого таза, в условиях высокоспециализированных стационаров. В то же время рядом авторов продемонстрировано, что показатели послеоперационной летальности достигают 3—7%, а частота развития послеоперационных осложнений может составлять 35—75% [2—4].

В лечении пациентов с опухолями органов малого таза принимают участие специалисты различных онкологических направлений (колопроктологи, гинекологи, урологи, абдоминальные хирурги), что затрудняет выработку единого подхода к периоперационному ведению этой группы больных. Высокая продолжительность операций, значительная кровопотеря, частое проведение вмешательств на фоне осложнений опухолевого процесса или после лучевой терапии, ослабленное состояние пациентов — все это приводит к необходимости длительного лечения в отделениях интенсивной терапии, замедляет реабилитацию. В то же время широкое применение наркотических анальгетиков, поздняя активизация, отказ от раннего начала перорального приема пищи, рутинное использование большого числа дренажей и зондов являются факторами риска развития таких осложнений, как пневмония, парез кишечника, инфекция области хирургического вмешательства (ИОХВ) [5, 6].

В настоящее время в комплексе хирургического лечения больных злокачественными новообразованиями различной локализации широко используются стандартизированные протоколы ускоренного восстановления (ПУВ), основанные на результатах клинических исследований с высокой степенью доказательности [7]. J.H. Zhao и соавт. в ходе метаанализа 1353 публикаций за последние 20 лет продемонстрировали, что применение ПУВ в рамках хирургического лечения рака ободочной кишки позволяет не только существенно снизить уровень послеоперационных осложнений и летальности, но также повысить качество жизни пациентов и значительно сократить расходы на их лечение [8].

Нами не найдены данные литературы, подтверждающие эффективность применения ПУВ при расширенно-комбинированных операциях на органах малого таза, в связи с чем проведен анализ результатов применения ПУВ у пациентов с данной патологией.

Цель исследования — сравнить непосредственные результаты расширенно-комбинированных операций при опухолях органов малого таза до и после внедрения в рутинную клиническую практику стандартизированного ПУВ.

Материал и методы

В ретроспективное открытое контролируемое нерандомизированное клиническое исследование включены 111 пациентов с различными злокачественными новообразованиями органов малого таза местнораспространенного характера, которым в плановом порядке выполнена расширенно-комбинированная операция в ГБУЗ «ГКОБ №1 ДЗМ» (Москва) и ГАУЗ «РКОД» Минздрава РБ (Уфа) в 2018—2021 гг. Общая характеристика групп представлена в табл. 1. Необходимо отметить, что у пациентов группы ПУВ преобладали опухоли женских половых органов (63%). Этим в значительной мере объясняется высокая частота рецидивных опухолей (46%) и то, что у 73% пациентов потребовалось удаление более двух органов. У 12 пациентов проведена задняя экзентерация, у 2 пациентов — тотальная экзентерация, у 1 пациента — передняя экзентерация малого таза. Большое значение имеет то, что у 14 (27%) пациентов операция выполнена на фоне осложнений опухолевого процесса: параканкрозный абсцесс — у 4, мочепузырно-влагалищно-прямокишечный свищ — у 2, прямокишечно-влагалищный свищ — у 2, пузырно-влагалищный свищ — у 1, распад опухоли — у 1, мочевая инфекция — у 3, флегмона передней брюшной стенки — у 1.

Таблица 1. Характеристика пациентов

Показатель

Группа ПУВ (n=52)

Контрольная группа (n=59)

р

Возраст, годы

56,7±12; 28—79

60,3±11; 22—82

0,101

Пол, женщины/мужчины, n (%)

47/5 (90,4/9,6)

44/15 (74,6/25,4)

0,046

ИМТ, кг/м2

26,2±6 (16—42)

27,1±6 (15—44)

0,207

ECOG, 0—1/2, n (%)

38/14 (73,1/26,9)

40/19 (67,8/32,2)

0,678

Локализация опухоли, n (%)

толстая кишка

19 (37)

45 (76)

0,00004

яичник

23 (44)

10 (17)

0,001

шейка матки

5 (9,5)

2 (3,5)

0,25

эндометрий

5 (9,5)

2 (3,5)

0,25

Рецидивный характер опухоли, n (%)

24 (46,2)

13 (22)

0,009

Осложненная опухоль, n (%)

14 (26,9)

7 (11,9)

0,054

Радиотерапия в анамнезе, n (%)

6 (12)

4 (7)

0,5

Предоперационная химиотерапия, n (%)

24 (46)

11 (17)

0,002

Гемоглобин до операции, г/л

116±14

114±18

0,395

Формирование кишечного анастомоза, n (%)

37 (71,2)

31 (52,5)

0,068

Количество удаленных органов >2, n (%)

38 (73,1)

21 (35,6)

<0,001

Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения M±SD (минимального значения — максимального значения), а также в виде абсолютных (n) и относительных (%) частот. ИМТ — индекс массы тела.

Лечение пациентов основной группы (52 пациента) проведено с применением принятого в отделении ПУВ. Протокол разработан на основе стандартизированных программ восстановления пациентов колопроктологического, гинекологического и урологического профилей [9—13]. Основные компоненты использованного нами ПУВ представлены ниже.

Предоперационный этап

— Представление пациентам и родственникам детальной информации об особенностях подготовки к операции и раннего послеоперационного периода.

— Отказ от подготовки кишечника с помощью осмотических слабительных средств. Прекращение приема пищи за 12 ч до операции, жидкости — за 2 ч до операции. В течение суток перед операцией пациентам рекомендовано обильное, насыщенное углеводами питье.

— Антикоагулянтная терапия — первое введение надропарина кальция вечером накануне операции (за 12 ч до разреза). После операции введение антикоагулянтов по стандартной схеме.

— Антибиотикопрофилактика (переход к антибактериальной терапии при наличии факторов риска, прежде всего инфекции мочевыводящих путей или распада опухоли); введение антибиотика за 30—60 мин до разреза в соответствии с периодом полувыведения.

Интраоперационный этап

— Комбинированная анестезия (эндотрахеальный наркоз в сочетании с пролонгированной эпидуральной анестезией).

— Профилактика кровопотери (тщательное дооперационное планирование хода операции совместно со всеми членами хирургической бригады и врачами-рентгенологами, использование увеличительной оптики во время операции).

— Отказ от либерального подхода к инфузионной терапии.

— Отказ от установки назогастрального зонда.

— Использование ограниченного числа внутрибрюшных дренажей (у большинства пациентов один дренаж в малый таз).

Послеоперационный этап

— Ограничение применения наркотических анальгетиков для послеоперационной анальгезии.

— Удаление катетера из мочевого пузыря через 24 ч после операции при условии сохранения гипогастрального сплетения.

— Раннее удаление дренажей из брюшной полости.

— Рестриктивная инфузионная терапия.

— Раннее энтеральное питание. Прием жидкости разрешен в первые сутки после операции — до 500 мл, со вторых суток — без ограничений. Кормление больных начинать на вторые-третьи сутки после операции.

— Ранняя активизация больных: в течение первых суток — не менее 1 ч в вертикальном положении, со вторых суток — не менее 3 ч.

К ведению пациентов контрольной группы (n=59) в периоперационном периоде применяли традиционный подход: бесшлаковая диета за 2—3 дня до операции, голод за сутки до операции, прекращение приема жидкости за 8 ч до операции, подготовка кишечника, анестезия — эндотрахеальный наркоз, активизация больных не ранее вторых суток после операции, прием жидкости со вторых суток после операции, кормление с третьих-четвертых суток, удаление дренажей из брюшной полости (полости малого таза) и катетера из мочевого пузыря не ранее вторых-третьих суток, активная инфузионная терапия в течение 3—4 сут, анальгезия в раннем послеоперационном периоде с применением наркотических анальгетиков и нестероидных противовоспалительных средств, гепаринотерапия через 24 ч после операции.

Анализировали такие показатели, как продолжительность операции, интраоперационная кровопотеря, срок активизации больных, сроки первого отхождения газов и дефекации, количество послеоперационных койко-дней, частота послеоперационных осложнений (раневая инфекция, несостоятельность анастомоза, внутрибрюшной абсцесс, спаечная кишечная непроходимость, парез кишечника, стрессовые гастродуоденальные язвы, задержка мочеиспускания, сердечно-легочные осложнения), летальность. Оценку частоты и тяжести осложнений проводили по общепринятой классификации Clavien—Dindo. Статистическую обработку результатов исследования выполняли с помощью программы R 3.6.1. В случае нормального распределения для сравнения групп применен t-тест, в остальных случаях — U-критерий Манна—Уитни и хи-квадрат (χ2). Для данных, имеющих временну́ю структуру, были построены кривые Каплана—Мейера, при сравнении которых использован Log-rank test.

Результаты

Всем пациентам, включенным в исследование, выполнены расширенно-комбинированные оперативные вмешательства, то есть резекция двух или более органов, вовлеченных в основной опухолевый процесс, в том числе с регионарной лимфаденэктомией. Основные результаты оперативных вмешательств показаны в табл. 2.

Таблица 2. Результаты оперативных вмешательств

Показатель

Группа ПУВ (n=52)

Контрольная группа (n=59)

р

Длительность операции, мин

319±125

(140—810)

236±79

(130—420)

<0,001

Объем кровопотери, мл

238±154

(50—1000)

282±150

(100—1000)

0,029

Гемотрансфузия, n (%)

12 (23,1)

25 (42,4)

0,043

Отсутствие осложнений, n (%)

33 (63,4)

27 (45,7)

0,086

«Легкие» осложнения I—II ст., n (%)

6 (11,6)

17 (28,8)

0,034

Осложнения III—IV ст., n (%)

13 (25)

13 (22,1)

0,8

Послеоперационная летальность, n (%)

0

2 (3,4)

0,498

Количество послеоперационных койко-дней

14,04±9,09

(6—60); 11,5

14,44±9,02 (7—71); 13

0,89

Примечание. Данные представлены в виде среднего значения и стандартного отклонения M±SD (минимального значения — максимального значения), а также в виде абсолютных (n) и относительных (%) частот.

Увеличение длительности операций в группе ПУВ объясняется преобладанием циторедуктивных вмешательств, требующих выполнения трудоемкой перитонэктомии, а также тем, что пациентам этой группы существенно чаще выполняли реконструкцию толстой кишки после резекции (71% по сравнению с 53%). В то же время применение кровесберегающих технологий позволило добиться статистически значимого уменьшения объема кровопотери и числа пациентов, которым проведено переливание эритроцитарной взвеси в процессе и после операции. Данные о послеоперационных осложнениях у пациентов обеих групп представлены в табл. 3.

Таблица 3. Послеоперационные осложнения

Осложнения, n (%)

Группа ПУВ (n=52)

Контрольная группа (n=59)

р

Инфекция раны

3 (5,7)

12 (20,3)

0,028

Динамическая кишечная непроходимость

2 (3,8)

3 (5,1)

0,999

Спаечная кишечная непроходимость

2 (3,8)

Послеоперационная пневмония

1 (1,9)

2 (3,4)

0,999

Перфорация тонкой кишки

3 (5,1)

Перфорация толстой кишки

1 (1,9)

Несостоятельность швов на мочевом пузыре

2 (3,4)

Эвентрация

1 (1,7)

Некроз стомы

2 (3,8)

1 (1,7)

0,599

Тонкокишечный свищ

1 (1,7)

Несостоятельность толстокишечного анастомоза

2 (3,8)

2 (3,4)

0,999

Наружный мочевой свищ

1 (1,7)

Внутрибрюшной абсцесс

2 (3,8)

2 (3,4)

0,999

Язвенная болезнь желудка с кровотечением

1 (1,9)

Инфекция области хирургического вмешательства (всего)

10 (19,2)

25 (42,4)

0,009

Сравнение частот возникновения послеоперационных осложнений (все степени) с помощью точного теста Фишера позволило выявить наличие тенденции к снижению числа осложнений в группе ПУВ (p=0,086). Далее с помощью многофакторной логистической регрессии проведена оценка влияния ряда параметров (таких как возраст, пол, индекс массы тела, наличие осложнений опухолевого процесса, гемотрансфузия проводилась или нет, длительность операции, объем кровопотери, принадлежность к основной или контрольной группе) на вероятность развития осложнений. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что риск возникновения осложнения в контрольной группе выше в 2,5 раза (ОР (относительный риск) 2,45; 95% ДИ 1,03—6,04).

Обсуждение

Концепция быстрого восстановления после операции развивается с 90-х годов прошлого века в большинстве специализированных хирургических клиник под различными названиями, такими как «ускоренная реабилитация», «программа быстрого восстановления», fast track surgery — «хирургия быстрого пути», enhanced recovery afer surgery — «ускоренное восстановление после операции». Сегодня стандартизированные протоколы периоперационного ведения пациентов находят широкое применение в кардиохирургии, колопроктологии, травматологии и ортопедии, урологии, гинекологии, маммологии и др. [14—16]. Данные протоколы показали свою эффективность в отношении снижения числа послеоперационных осложнений и ускорения реабилитации пациентов, преимущественно в рамках плановой специализированной хирургии, для которой характерно проведение однотипных оперативных вмешательств на одном пораженном органе или системе органов. Выполнение расширенно-комбинированных операций является междисциплинарной задачей, что резко затрудняет формирование единого, стандартизированного подхода к периоперационному ведению пациентов.

В российской и зарубежной литературе представлено значительное число исследований, посвященных описанию технических аспектов и результатов расширенно-комбинированных операций на органах малого таза. В то же время в приведенных ниже исследованиях авторы практически не акцентируют внимание на особенностях ведения пациентов как способе профилактики развития послеоперационных осложнений.

Так, в крупном метаанализе 23 исследований H.M. Kroon и соавт. проанализировали результаты 509 паллиативных экзентераций малого таза. Медиана количества послеоперационных койко-дней составила 22, частота развития тяжелых послеоперационных осложнений (III—IV классы по классификации Clavien—Dindo) достигала 17—40% в различных исследованиях, включенных в метаанализ. Внутригоспитальная летальность составила 6,3% [17].

Необходимо также отметить работы ведущих российских исследователей. Например, И.П. Костюк проанализировал результаты 374 расширенно-комбинированных операций на органах малого таза, включая 216 операций при опухолевом поражении мочевыводящих путей. Отмечено, что уровень госпитальной летальности составил 4,3%, при этом у 23% пациентов проводились повторные операции, а осложнения развились у 53,2% больных [3]. В диссертационном исследовании Л.О. Петрова также отмечено, что при выполнении тотальных и задних экзентераций по поводу первичных и рецидивных распространенных опухолей прямой кишки средний объем кровопотери достиг 2600 мл (медиана 1500 мл), частота осложнений с показаниями к пункционно-дренирующему или оперативному лечению составила 23%, летальность — 1,9% [18].

В нашем исследовании проведение расширенно-комбинированных операций на органах малого таза в рамках стандартизированного алгоритма периоперационного ведения пациентов не сопровождалось госпитальной летальностью. Более того, усилия по тщательному предоперационному планированию операций и прецизионному выделению опухолей позволили статистически значимо снизить объем кровопотери (в среднем до 238 мл) и частоту проведения гемотрансфузий (23,1% по сравнению с 42,4% у пациентов контрольной группы). В свою очередь, в результате отмечено снижение частоты инфекций области хирургического вмешательства (19,2% по сравнению с 42,4%) и раневой инфекции (5,7% по сравнению с 20,3%), что демонстрирует эффективность применения стандартизированного протокола ведения пациентов как метода профилактики послеоперационных осложнений.

Безусловно, с точки зрения управления системой здравоохранения важными преимуществами программ быстрого восстановления являются сокращение периода реабилитации больного и количества послеоперационных койко-дней, а также уменьшение затрат на лечение пациента, что приводит к более широкому внедрения указанных программ в стандарты оказания хирургической помощи [9, 14, 15]. В то же время наше исследование демонстрирует высокую клиническую эффективность стандартизированного протокола периоперационного ведения пациентов в такой сложной и с трудом поддающейся унификации области, как выполнение расширенно-комбинированных вмешательств при опухолях органов малого таза.

Заключение

Применение протокола ускоренного выздоровления у пациентов с местнораспространенными, в том числе рецидивными, злокачественными опухолями органов малого таза является целесообразным, безопасным для пациента и способствует снижению кровопотери, числа гемотрансфузий, риска развития инфекций в области хирургического вмешательства. Дальнейшие исследования должны быть направлены на уточнение клинического значения различных компонентов протокола и его оптимизацию.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.