Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Сафарова Т.П.

Яковлева О.Б.

Андросова Л.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Симонов А.Н.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Клюшник Т.П.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва, Россия

Некоторые факторы воспаления и иммунофенотипы при депрессии у пожилых больных

Авторы:

Сафарова Т.П., Яковлева О.Б., Андросова Л.В., Симонов А.Н., Клюшник Т.П.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1312

Загрузок: 28


Как цитировать:

Сафарова Т.П., Яковлева О.Б., Андросова Л.В., Симонов А.Н., Клюшник Т.П. Некоторые факторы воспаления и иммунофенотипы при депрессии у пожилых больных. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(2):53‑58.
Safarova TP, Iakovleva OB, Androsova LV, Simonov AN, Klyushnik TP. Some inflammation factors and immunophenotypes of depression in elderly patients. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2020;120(2):53‑58. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202012002153

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние сим­пто­мов деп­рес­сии на пос­тмор­бид­ную адап­та­цию па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших SARS-CoV-2-ин­фек­цию (оцен­ка с по­зи­ции мо­де­ли муль­ти­мор­бид­нос­ти). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):70-74
Осо­бен­нос­ти пси­хо­эмо­ци­ональ­ной сфе­ры и ка­чес­тва жиз­ни у па­ци­ен­тов с вес­ти­бу­ляр­ной миг­ренью. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):48-52
Кли­ни­ко-пси­хо­ло­ги­чес­кий про­филь и ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с пос­тко­вид­ным син­дро­мом. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):53-58
Вли­яние мо­тор­ных и ве­ге­та­тив­ных на­ру­ше­ний на вы­ра­жен­ность бо­ле­во­го син­дро­ма у па­ци­ен­тов с I—III ста­ди­ями бо­лез­ни Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):59-67
Оп­ти­ми­за­ция ле­че­ния деп­рес­сии наз­на­че­ни­ем этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на сук­ци­на­та (Мек­си­кор). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):78-84
Но­зо­ген­ные пси­хо­со­ма­ти­чес­кие расстройства у па­ци­ен­тов с кож­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):36-43
Пси­хи­чес­кие расстройства, ас­со­ци­иро­ван­ные с ос­трой фа­зой те­че­ния COVID-19: кли­ни­ка, под­хо­ды к те­ра­пии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):52-59
Вли­яние зна­чи­мых стрес­со­вых со­бы­тий на те­че­ние пер­вич­ных це­фал­гий. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):26-32
Ва­ли­да­ция рус­ско­языч­ной вер­сии Гос­пи­таль­ной шка­лы тре­во­ги и деп­рес­сии в об­щей по­пу­ля­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):7-14
Кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­кие и пси­хо­ког­ни­тив­ные осо­бен­нос­ти пос­тко­вид­но­го пе­ри­ода у боль­ных с фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):43-50

Распределение кластеров в координатах ЛЭ и а1-ПИ.

Депрессия, как и деменция, представляет собой наиболее распространенную форму психической патологии позднего возраста. Депрессивные расстройства в широком смысле, от первичных «больших» до вторичных симптоматических, адаптационных и «подпороговых» малых, встречаются у 10—25% пожилых людей [1—3].

Высокая медико-социальная актуальность депрессивных расстройств в позднем возрасте определяется не только их широкой распространенностью на фоне мировых демографических сдвигов, но и тенденцией к неблагоприятному течению с многократными рецидивами, а также значительной долей пациентов с неудовлетворительным ответом на психофармакотерапию.

Депрессии в старости приводят к резкому ухудшению качества жизни людей, развитию психической несостоятельности и социальной дезадаптации. Они утяжеляют течение коморбидной соматической патологии, ускоряют процессы старения, сопровождаются повышенным риском смертности и развития деменции [4].

Депрессии в пожилом возрасте протекают при наличии многочисленных факторов старения. Речь идет о возрастных структурно-функциональных изменениях органов и систем, участвующих в процессах биотрансформации и элиминации препаратов; наличии возрастных церебральных изменений и когнитивных расстройств; множественной коморбидной соматической патологии с полипрагмазией и угрозой нежелательного лекарственного взаимодействия [5]. У пожилых депрессивных больных выявляется повышенная частота церебральных изменений сосудистого и нейродегенеративного генеза, что является одной из важнейших причин ухудшения переносимости и снижения эффективности антидепрессивной терапии. Особое значение среди них отводится подкорковым изменениям белого вещества мозга префронтальных и височных областей. Нарушая лобно-подкорковые связи (феномен разобщения), они приводят к развитию фронтостриальной и лимбической дисфункции [6, 7].

Вариабельность многочисленных факторов старения (органический, когнитивный, проявление коморбидной соматической патологии и др.) по-разному выраженных у отдельных больных, приводит к значительной гетерогенности гериатрических депрессий.

В настоящее время в области биологических исследований психических заболеваний большое внимание уделяется иммунным механизмам их развития. В частности, рассматривается роль воспалительных реакций как неспецифического патофизиологического механизма хронических неинфекционных заболеваний. В качестве воспалительных маркеров рассматривают молекулы цитокинов (интерлейкины — ΙL-1β, -2, -6, 8), факторов некроза опухоли α (ФНО-α), а также белки острой фазы воспаления, повышенное содержание которых выявляется в крови пациентов с эндогенными психическими расстройствами (шизофрения, депрессия, шизоаффективные расстройства) [8, 9].

Поиск принципиально новых биологических, а именно нейроиммунологических характеристик и показателей эндогенной системы защиты и восстановления мозговых функций у пожилых лиц с депрессивными расстройствами является чрезвычайно актуальной научной задачей для разработки дифференцированных подходов к их диагностике и терапии. Важнейшими клеточными элементами врожденного иммунитета, участвующими в реализации воспаления и фагоцитоза, является продуцируемая нейтрофилами лейкоцитарная эластаза (ЛЭ). При развитии воспалительных реакций нейтрофилы в крови направляются к очагу инфекции или деструкции ткани по градиенту концентрации хемотаксических факторов, происходит их адгезия на сосудистых эндотелиальных клетках и выброс во внеклеточное пространство ряда протеолитических ферментов и цитотоксических соединений, содержащихся в их азурофильных гранулах, в том числе и Л.Э. Показано, что при патологическом процессе в мозге ЛЭ способна нарушать проницаемость гематоэнцефалического барьера [10, 11]. α1-Протеиназный ингибитор (α1-ПИ) — острофазный белок, синтезирующийся печенью и способствующий ограничению протеолитической активности Л.Э. Патологический процесс в мозге может быть связан также с активацией приобретенного иммунитета, вследствие чего происходит повышение уровня аутоантител в сыворотке крови к нейроантигенам [12].

Цель исследования — выявление иммунологических особенностей депрессии у пожилых больных, выделение определенных иммунофенотипов и анализ возможной их связи с клинико-психопатологическими особенностями депрессий позднего возраста.

Материал и методы

Работа проведена в отделе гериатрической психиатрии (руководитель — проф. С.И. Гаврилова) совместно с лабораторией нейроиммунологии (руководитель — проф. Т.П. Клюшник) Научного центра психического здоровья. Статистически данные обрабатывали в лаборатории доказательной медицины и биостатистики этого центра (руководитель — к.б.н. А.Н. Симонов).

В исследование были включены больные геронтопсихиатрического стационара с депрессивными расстройствами.

Критериями включения были возраст 60 лет и старше; наличие депрессивного эпизода легкой или умеренной выраженности по классификации МКБ-10 разной этиологии (однократный депрессивный эпизод, депрессивная фаза в рамках рекуррентного депрессивного расстройства или депрессивная фаза при биполярном аффективном расстройстве); отсутствие в анамнезе иных психических и первичных церебрально-органических заболеваний.

Состояние больных оценивали c использованием клинического, психометрического, иммунологического, параклинических (в том числе компьютерная томография головного мозга) и статистического методов исследования. В качестве оценочных шкал использовали шкалу депрессии Гамильтона (HAMD-17) и краткую шкалу оценки когнитивной деятельности (MMSE).

Группа депрессивных больных состояла из 55 человек: 17 (30,91%) мужчин и 38 (69,09%) женщин в возрасте 60 лет и старше (медиана 68 лет).

У всех больных был диагностирован большой депрессивный эпизод (в соответствии с классификацией МКБ-10): у 2 (3,63%) больных — однократный депрессивный эпизод (ДЭ), у 37 (67,27%) — депрессивная фаза в рамках рекуррентного депрессивного расстройства (РДР) и у 16 (29,1%) — в рамках биполярного аффективного расстройства (БАР).

По критериям МКБ-10 у 46 (83,6%) больных депрессия соответствовала ДЭ средней степени тяжести, у 9 (16,4%) — легкому Д.Э. Уровень когнитивной деятельности большинства больных соответствовал возрастной норме с медианой по шкале MMSE в 27,0 балла.

В контрольную группу вошел 41 человек (18 мужчин и 23 женщины) пожилого возраста — от 57 до 82 лет (медиана 67 лет), прошедший амбулаторное психиатрическое и соматоневрологическое обследование и без признаков психических расстройств, обострения соматических заболеваний или симптомов острой инфекции. По возрасту исследуемые группы (пациенты и контроль) не отличались.

В плазме крови больных и лиц контрольной группы определяли уровень воспалительных и аутоиммунных маркеров: энзиматическую активность ЛЭ, функциональную активность α1-ПИ, уровень аутоантител к нейроспецифическим антигенам — белку S-100B и основному белку миелина (ОБМ). Для определения энзиматической активности ЛЭ (нмоль/мин × мл) и функциональной активности α1-ПИ (ингибиторные единицы в 1 мл — ИЕ/мл) применяли спектрофотометрический метод [13, 14]. Определение уровня аутоантител в образцах плазмы крови к белку S100b и ОБМ проводили методом стандартного твердофазного иммуноферментного анализа и выражали в единицах оптической плотности (ЕОП).

Статистический анализ результатов проводили в программе Statistica 10,0 for Windows. Для описания выборочного распределения количественных признаков, распределенных по отличному от нормального закону распределения, использовали медиану (Ме) и верхний (Q1) и нижний квартили (Q3) — интерквартильный размах. Для сравнения независимых выборок применяли непараметрический U-критерий Манна—Уитни, который не требует наличия нормального распределения сравниваемых совокупностей и сравнения частоты отдельных показателей (критерий χ²).

Задачу кластеризации пациентов по их воспалительным факторам решали при помощи итерационного алгоритма k-средних (k-means), который является наиболее популярным и простым подходом. Статистические различия воспалительных факторов в полученных кластерах оценивали при помощи критерия Стьюдента без учета характера распределений показателей в кластерах, поскольку этот критерий устойчив к нарушению предположения нормальности наблюдений.

Результаты и обсуждение

У пациентов пожилого возраста с депрессивными расстройствами был установлен значительный разброс изучаемых иммунологических показателей: ЛЭ — от 150 до 291,6 нмоль/мин·мл (205±30,5), α1-ПИ — от 35,2 до 59,0 ИЕ/мл (46,4±5,5), S-100B — от 0,5 до 1,2 ЕОП (0,77±0,17) и ОБМ — от 0,5 до 1,1 ЕОП (0,69±0,13), т. е. наблюдали как превышение значений, так и их снижение по отношению к контролю (ЛЭ — 213,1±17,1 нмоль/мин·мл; α1-ПИ — 37,8±5,8 ИЕ/мл; S-100B — 0,65±0,13ЕОП, ОБМ — 0,73±0,12 ЕОП).

Ранее нами [15, 16] было показано, что при болезни Альцгеймера снижение активности ЛЭ связано с тяжестью деменции и выраженным когнитивным снижением, в то время как для эндогенных психозов характерна повышенная функциональная активность α1-ПИ [8].

В связи со значительным разбросом иммунологических показателей у пациентов пожилого возраста с депрессивными расстройствами для идентификации этих больных был проведен кластерный анализ, что позволило выделить два основных кластера в зависимости от активности ЛЭ.

Как видно из табл. 1 и рисунка,

Таблица 1. Характеристика показателей, полученных методом k-средних кластеров
кластер 1 (иммунофенотип А) характеризовался повышенной активностью как ЛЭ, так и α1-ПИ по отношению к кластеру 2 (р<0,0000, р=0,004 соответственно), т. е. для кластера 2 характерно снижение активности ЛЭ и α1-ПИ. Уровни аутоантител к S-100B и ОБМ между двумя кластерами статистически не отличались.

Обе группы (иммунофенотипы) депрессивных больных были сопоставимы по полу, возрасту, диагностическим оценкам, тяжести депрессий и уровню когнитивной деятельности (табл. 2).

Таблица 2. Характеристика больных позднего возраста с депрессией в зависимости от иммунофенотипа Примечание. Межгрупповые различия статистически не значимы. Note. Межгрупповые различия статистически не значимы.
Вместе с тем между группами были выявлены различия по их психопатологическим характеристикам и отдельным клиническим параметрам (табл. 3).
Таблица 3. Клинические особенности больных позднего возраста с депрессией с разными иммунофенотипами Примечание. Статистически значимые различия по χ2 (p<0,05). Note. Статистически значимые различия по χ2 (p<0,05).

Как видно из табл. 3, при иммунофенотипе, А по сравнению с иммунофенотипом В чаще (p=0,0003) встречались больные со сложными по структуре депрессиями, что проявлялось депрессивными состояниями, в структуре которых отмечены тревожные расстройства и расстройства невротического регистра. К ним относились соматизированные или сенестопатические расстройства в виде разнообразных алгий, соматовегетативных симптомов со множеством неприятных, болезненных ощущений, не связанных с реальными физическими патологиями. У таких больных часто присутствовали жалобы на головокружения, тошноту, расстройства пищеварительной системы, повышенную потливость, одышку, сердцебиение. Эти расстройства часто сочетались с ипохондрическими симптомами, ипохондрическими фобиями (нозофобии, страхи инвалидизации и смерти), конверсионными проявлениями. Больные были сосредоточены на чувстве соматического неблагополучия. В структуре таких депрессий часто отмечены тревожные опасения в отношении своего здоровья разной степени выраженности.

Клиническая картина депрессий с иммунофенотипом В отличалась большим удельным весом больных с апатоадинамическими и астеническими расстройствами: на первый план выступали жалобы на отсутствие желания и стремления к какому-либо виду деятельности, снижение уровня побуждений и всех видов психической активности, жалобы на слабость, вялость, повышенную утомляемость, истощаемость, затруднения в выполнении физической или умственной работы.

При иммунофенотипе В (по сравнению с иммунофенотипом А) выявлена более ранняя манифестация заболевания (медиана 52,0 и 57,0 года соответственно) с большей длительностью его течения (медиана 17,5 года и 10 лет), большая продолжительность текущей депрессивной фазы (медиана 3 мес и 2 мес), а также большая доля больных с предшествующими неполными ремиссиями (37,5 и 28,6% соответственно).

Таким образом, пациенты с иммунофенотипом В отличались менее благоприятным типом течения. Но указанные различия не достигали статистической значимости. Кроме того, в этой группе чаще отмечена отягощенность коморбидной соматической патологией, главным образом сердечно-сосудистыми заболеваниями, такими как ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма (p<0,05).

В результате проведенного исследования была выявлена гетерогенность реакций воспаления у депрессивных больных пожилого возраста. С помощью кластерного анализа выделено два иммунофенотипа обследованных больных: с повышенной активностью ЛЭ и α1-ПИ (иммунофенотип А) и с пониженной активностью ЛЭ и α1-ПИ (иммунофенотип В), которые имели статистически значимые различия (p<0,0000 и p<0,01 соответственно).

Выделенные иммунофенотипы соответствовали различным клиническим типам депрессий. Иммунофенотип, А преобладал у больных со сложными депрессиями, коморбидными с тревожными и сенесто-ипохондрическими нарушениями. Иммунофенотип В был характерен для больных с затяжными апатико-адинамическими депрессиями (p<0,05), с более ранним началом и большей продолжительностью заболевания, с неполными ремиссиями, большей отягощенностью сердечно-сосудистыми заболеваниями (p<0,05).

Настоящее исследование является пилотным, требуется дальнейшее изучение участия процессов нейровоспаления в патогенезе депрессивных расстройств позднего возраста. В перспективе определение маркеров воспаления может являться диагностическим тестом неблагоприятного течения депрессии у пожилых больных, важным объективным методом оценки прогноза и разработки дифференцированных подходов к их терапии.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Сафарова Татьяна Петровна — https://orcid.org/0000-0002-3509-1622; е-mail: saftatiana@mail.ru

Яковлева О.Б. — https://orcid.org/0000-0002-2653-0427; е-mail: yakob2003@mail.ru

Андросова Любовь Васильевна — https://orcid.org/0000-0002-2433-8810; е-mail: androsl@mail.ru

Симонов Анатолий Никифорович — https://orcid.org/0000-0003-0564-932X; е-mail: anatoly.simonov@psychiatry.ru

Клюшник Татьяна Павловна — https://orcid.org/0000-001-5148-3864; е-mail: klushnik2004@mail.ru

Автор, ответственный за переписку: Сафарова Татьяна Петровна — е-mail: saftatiana@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.